Вторник , 3 декабря 2024
Главная / Психология / Человеческий контакт. Потребление цифровых услуг — признак бедности?

Человеческий контакт. Потребление цифровых услуг — признак бедности?

d57d7495679b389e13668330aa848e8d-6316235

Ещё каких-то 10 лет назад смартфон был атрибутом богатой жизни, а погружённость с головой в «цифровой» мир — признаком элитарности. Теперь это не так, а скорее даже наоборот.

«Богатые стали избегать гаджетов»

Когда интернет только начинал развиваться, а мультитач-экраны мы видели лишь в фантастических фильмах, звучали опасения, что новые технологии приведут к ещё большему социальному расслоению. Дескать, состоятельные люди будут иметь больше доступа в сеть, чем остальные, а потому смогут пользоваться всевозможными онлайн-сервисами, получать новые знания и информацию — т. е. быть всегда впереди.

Прошло время, интернет стал повсеместным и легкодоступным, и оказалось, что прогнозы сбылись с точностью до наоборот: потребление «цифровых» услуг становится признаком бедности. Во всяком случае — в США. В то время как в жизни низких социальных слоёв появляется всё больше гаджетов и виртуальных коммуникаций, из жизни богатых американцев они постепенно исчезают.

Пару лет назад об этом написала газета The New York Times. Её статья «Человеческий контакт — теперь предмет роскоши» вызвала широкий общественный резонанс. В ней утверждалось, что живое человеческое общение становится прерогативой богатых людей, а бедные выбирают гаджеты, переставшие быть признаком роскоши. «Богатые стали избегать гаджетов, — писал автор статьи. — Они хотят, чтобы их дети играли с кубиками, а частные школы без технологий набирают популярность в их среде. Обходиться без телефона в течение дня, выйти из социальных сетей и не отвечать на электронную почту теперь является символом статуса. Это привело к новой любопытной реальности: человеческий контакт становится роскошью. Чем вы богаче, тем больше тратите, чтобы оставаться офлайн».

Вы бедный, если…

«Цифровая» экономика, отмечают эксперты, стала ориентированной на широкие массы населения, в том числе на самые бедные его слои. Из этого следуют неожиданные выводы. Можно сказать, что вы бедный, если:

  • покупаете смартфон в кредит, вместо того чтобы пользоваться им по минимуму или вообще отказаться от него;
  • считаете, что ребёнок должен проводить как можно больше времени за компьютером, вместо того чтобы общаться со сверстниками вживую;
  • ведётесь на рекламу онлайн-курсов и покупаете их, а не берёте уроки у преподавателей офлайн;
  • пользуетесь консультация ми врачей и юристов по интернету, а не в ходе личных встреч;
  • покупаете одежду и другие товары в интернет-магазинах;
  • заказываете доставку еды на дом, а не ходите в кафе и рестораны.

Почему же состоятельные люди всё чаще отказываются от гаджетов и «цифровых» услуг? Психологи объясняют: они хорошо понимают, что живое общение ничто не заменит, и ценят его. А университет ские преподаватели, работники разных областей культуры и искусства знают, что в этих слоях общества есть спрос, например, на такую услугу, как част ные лекции. Достаточно часто обеспеченная элита приглашает какого-нибудь известного профессора, который читает им лекцию в узком кругу за определённую плату.

Получается, что живое общение становится товаром, за который богатые готовы платить. А бедным остаётся жить в окружении гаджетов и экранов, которые всё больше заменяют им реальность. Между тем влияние «цифровой» среды на человека небезвредно, особенно на растущий организм. Это подтверждают научные исследования.

Так, дети, проводившие более 2 часов в день, глядя в экран, получали более низкие баллы по тестам на мышление и речь. Самое тревожное, что в их мозге происходят изменения — наблюдается преждевременное истончение коры. Психологи говорят, что ребёнок, часами не вылезающий из социальных сетей, теряет способность к эмпатии — сопереживанию. Он лишается навыков межличностного общения и постепенно становится замкнутым. А у взрослых была выявлена связь между временем, проведённым перед экраном, и депрессией.

Неудивительно, что американцы, живущие в Кремниевой долине (и больше всех знающие о цифровизации и её по следствиях), стараются оградить своих детей от гаджетов и социальных сетей. Но при этом внушают всему миру пользу и важность межсетевого общения, что позволяет им зарабатывать миллионы на менее обеспеченной части человечества.

По материалам: aif.ru

Смотрите также

8ee57bd756a3035afdfd5600d612360b

Матери способны определять личную жизнь своих детей

В издании The Daily Mail появилась информация о том, что обычно количество романтических партнеров у …

Добавить комментарий